Перевозчикам | Время прочтения: 10 минут
Перевозчикам
Время прочтения: 10 минут
Инструкция и готовый шаблон, которые помогут посчитать рентабельность и не работать в убыток
Как рассчитать выгодную ставку на перевозку

Как рассчитать выгодную ставку на перевозку
Часто перевозчики не знают, как оценить, выгодна ли для них ставка на груз, какая ставка для них может быть минимальной, чтобы выйти «в ноль», и просто берут грузы подороже. Это плохо влияет на рынок и выручку самих перевозчиков.
Мы собрали истории перевозчиков ATI.SU с разным опытом и видами транспорта: они поделились с нами, как ведут бюджет, считают безубыточность, амортизацию автомобиля. А ещё мы узнали у перевозчиков, как они пытались сократить затраты и как часто пересматривают стоимость своей работы. Из их рекомендаций мы составили инструкцию по расчёту выгодной ставки.
В конце вас ждёт готовый шаблон таблицы для ведения бюджета и расчёта точки безубыточности — минимальной ставки, которая позволит покрыть все затраты.
1

Как мы не рекомендуем считать ставку

Часто перевозчики закладывают в свою ставку только стоимость топлива, накидывая «сколько-то» сверху. Реже — добавляют к этому затраты на ТО автомобиля и налоги. Это объяснимо, ведь в отличие от более крупных компаний, у них может не быть затрат на содержание офиса и зарплаты сотрудников.
Но всегда есть и более незаметные статьи расходов — амортизация техники, мелкий ремонт, траты в пути, платные дороги, оплата сервисов — например, лицензий ATI.SU. Мало-помалу эти расходы влияют на выручку. Поэтому опытные перевозчики все как один говорят — чем больше своих трат вы учитываете, тем точнее вы сможете вести бюджет и знать, сколько вам нужно заработать.

2

Что стоит сделать перед расчётом ставки

Шаг 1. Собрать данные обо всех расходах
Самый первый шаг перед расчётом ставки — определить все существующие затраты. Конечно, это может быть непросто, если у вас немного опыта. Но если вы читаете эту статью, вы наверняка уже выполняли какое-то количество перевозок и знаете, какие расходы встречаются в рейсе, сколько стоит ТО вашего автомобиля, сколько уходит на топливо и оплату сервисов. Что касается остальных пунктов — для начала можно определить примерную сумму планируемых трат, а со временем обновить эти показания по реальным цифрам.
Дальше стоит определить, какие затраты — постоянные, а какие переменные. Переменные зависят от количества перевозок. Постоянные же будут в любом случае, даже если у перевозчика не будет ни одного рейса и ни одного километра пути.
Пример затрат перевозчика
Все показания за последний месяц сводим в таблицу:
Для постоянных расходов, которые оплачиваются реже раза в месяц, нужно разделить сумму расхода на количество месяцев.
Пример:
транспортный налог за 3 транспортных средства за 2022 год составил 16 500 рублей. Тогда в каждый месяц следующего года закладывается 1/12 часть суммы:
16 500 руб. /12 месяцев = 1 375 руб.
Пример заполнения таблицы учёта расходов: скопируйте таблицу, заполните актуальные для вас затраты за месяц, а лишнее — удалите. Затраты на километр рассчитаются автоматически
Часть переменных расходов предсказать заранее не получится: например, без личного опыта и статистики сложно предсказать, когда потребуется менять шины, оплатить ремонт или пройти внеплановое ТО. Такие расходы планировать будет проще, когда вы поймёте, как часто и в каком объёме они происходят. Все их также нужно будет свести к рублям на километр пробега.
Замена шин — в среднем шины служат 200 000 км. Чтобы заложить это в бюджет, разделите стоимость шин на это расстояние.
Ремонтный фонд — здесь всё зависит от возраста и пробега автомобиля. Если есть возможность, мы рекомендуем посчитать стоимость ремонта машины за последние полгода, умножить на процент инфляции и разделить на пробег.
Например:
мы знаем, что в 2022 году на ремонт машины ушло 100 000 рублей. Считаем ожидаемые затраты на ремонт на 2023:
100 000 руб. * 1,12% (инфляция) / 12 месяцев = 9 333 руб.
Амортизация — позволит создать фонд средств для замены авто, когда потребуется покупка нового. Этот параметр займёт большую долю в стоимости километра, поэтому стоимость километра может значительно меняться в зависимости от способа расчета амортизации. Приведём популярную формулу:
(Начальная стоимость автомобиля − стоимость, за которую планируется продать автомобиль) / срок предполагаемой службы авто в месяцах.
(1 200 000 руб. − 900 000 руб.) / 36 месяцев = 8 333 руб.

Сумму амортизации в месяц также приводим к рублям за километр — делим на количество километров пробега за месяц.
Например, если пробег был 30 000 км, то амортизация в расчёте на километр составит 0,28 руб./км:
8 333 руб. / 30 000 км = 0,28 руб./км
Шаг 2. Понять, сколько нужно заработать, чтобы выйти в ноль
В экономике это называется «определить точку безубыточности». В нашем случае точка безубыточности — это ставка, которая позволит компенсировать все затраты. Прибыль при работе по такой ставке равна нулю.
Чтобы посчитать прибыль, нужно сложить постоянные и переменные расходы за период (например, за месяц) и разделить на пробег автомобиля/автомобилей за этот период.
Например:
мы выяснили, что за март 2023 постоянные расходы составили 22,79 руб./км, а переменные — 12,82 руб./км. Итого — 35,62 руб./км — это та минимальная сумма, которую должна заработать машина, чтобы перевозчик не получил убытки.
Все постоянные и переменные расходы за период, разделённые на пробег за этот период — это и есть минимальная ставка, точка безубыточности
Шаг 3. Понять, сколько хочется заработать
Чтобы работать рентабельно, ставка должна быть выше ставки в точке безубыточности. Насколько — конечно, решать вам.

3

Опыт перевозчиков ATI.SU

  • Станислав Роговский, 428 322
    Какой транспорт в вашем автопарке?
    2 фуры 20 тонн.

    По каким направлениям работаете?
    Не любим ездить в Москву — там КАД, в Питер тоже не очень — после начала СВО оттуда нет грузов, не любим ездить на Урал — далеко. Ездить предпочитаем по ЦФО, ЮФО, Поволжью — Краснодар, Самара, Саратов. Стараемся брать выезд от 800 км — иначе ни водитель не зарабатывает, ни мы — много времени на погрузку и разгрузку. Водители проезжают 800 км за день, чем длиннее ездят, тем интереснее для них.

    По какой ставке берёте грузы? Как к ней пришли?
    В прошлом году до повышения брали от 80 руб./км, потом в декабре был скачок — 95 руб. без НДС. После Нового года рынок ослабел по Индексу ATI.SU FTL РФ, скинули до 85 руб./км, чтобы не нашлись перевозчики, которые возьмут дешевле. Если предлагается много грузов — значит наверняка есть невостребованный транспорт, тут что ни делай, больше не заработаешь. Но мы можем себе позволить не возить слишком дёшево и подождать. Тут каждому своё.
    Все расходы, влияющие на рейс, пересчитываем на километр — вот и выходит себестоимость.

    Записываете ли расходы? В каком формате ведёте бюджет?
    Ведём журнал всех расходов на рейс — топливо, ЗП водителю, суточные, штрафы с камер. Отдельно книга по ТО — накладки, барабаны, резина, масла. Отдельно — платная стоянка в год, если нужна, страховка машины, страхование ответственности перевозчика, страхование груза, налоги, медкнижка, осмотр водителя.

    Как часто пересматриваете ставку? Что на это влияет?
    По рынку видно: Индекс ATI.SU понижается или Средние ставки — значит надо смотреть, кто сколько ставит. Месяц от месяца ставка, конечно, отличается — когда-то и обратка будет выше, чем рейс «туда». Например, когда арбузы из Краснодара по осени везут.
    Иногда сравниваем по выезду из гаража — не обратное направление — с Деловыми линиями, ПЭК и т. д. — ставим дешевле, чем они.

    Пытались ли вы снизить какие-то затраты? Было ли это успешно?
    Пытались перейти на дизель — вышло куча денег на ремонт, отказались от идеи.
    По запчастям — перешли на покупки в интернет-магазине, качество хорошее, помогает сэкономить. На резину смотрим — например, на тягач нужна дорогая, а на прицеп можно и китайскую.
  • Денис Николаев
    Какой транспорт в вашем автопарке?
    ГАЗели.

    По каким направлениям работаете?
    От Мурманска до Владивостока, любые расстояния.

    По какой ставке берёте грузы? Как к ней пришли?
    Зависит от направления. На февраль 2023 точка безубыточности — 25 руб./км для обратного рейса, из Москвы — от 40 руб./км. Обратно чаще всего чуть выше себестоимости — но в эту себестоимость включено всё — вплоть до скрепок в офисе.

    Записываете ли расходы?
    Есть постоянные расходы — аренда, зарплаты, налоги, программы, кредиты, банковское обслуживание. Переменные — ремонт, топливо, стоянки, налоги.
    В ставку идут только те расходы, которые напрямую на перевозку действуют.

    Как часто пересматриваете ставку? Что на это влияет?
    Каждый месяц повышаем. В декабре не поднимали.
  • Антон Глинских, 3 910 020
    Какой транспорт в вашем автопарке?
    УАЗ Профи 1,5 тонны (сейчас на ремонте).

    По каким направлениям работаете?
    Стараюсь меньше 500 км не ездить, догрузы попутные брать стоимостью от 3 000 рублей. Иначе с учётом времени на заезд в город, погрузку и разгрузку только лишние траты получаются.

    По какой ставке берёте грузы? Как к ней пришли?
    От 12 руб./км. Понимаю, какую стоимость хочу заработать за сутки. Смотрю, могу ли взять один только этот груз или можно ли ещё догрузы.
    Сам вывел формулу, комфортную для себя: 4 руб./км топливо, 1 руб./км обслуживание машины, 1 руб./км потеря стоимости машины — амортизация, 1 руб./км запас и 5 руб./км зарплата себе. Тут сами все приходят к своим расчётам.
    Я проезжаю от 800 до 1000 км в сутки. Груз должен принести от 10 000 рублей в сутки. Учитываю, обратно поеду пустым или нет. Если туда еду от 25 руб./км, то выгодно даже обратно пустым ехать.
    Если, например, груз туда 10 рублей стоит, то либо не возьму, либо посмотрю, могу ли взять догрузы.

    Записываете ли расходы? В каком формате ведёте бюджет?
    ТО на мою машину стоит 15 000 рублей за каждые 15 000 км. Получается 1 руб./км. У меня машина нетипичная, поэтому недорого.
    На стоянки не заезжаю, на платные дорогие — их не так много, пока не считал.

    Как часто пересматриваете ставку? Что на это влияет?
    Пока езжу по своей выведенной формуле. Ставку пересматриваю постоянно, поскольку только начал заниматься перевозками.
Академия ATI.SU благодарит коммерческого директора транспортной компании ООО «Лидер» Елену Игнатьеву за помощь в подготовке материала.
Вам помогла эта статья?